Но — к делу. Как правило, у эльфа и эльфийки длинные волосы, которые редко укладывают в прическу: эльфы очень любят свою природу и мало ее меняют. Волосы эльфов часто волнистые (хотя, еще раз повторюсь — немало и прямых!), глаза — яркие, нередко встречаются миндалевидной формы, лица чаще всего овальные и продолговатые. Круглолицых среди эльфов очень мало. Черты лица у эльфов чаще резкие и броские. Сложением они отличаются достаточно субтильным: даже при высоком росте мужчины чаще всего худощавы и редко наращивают большую мышечную массу, хотя имеют отличительную черту — широкие плечи при узкой талии (сложение Аполлона), а женщины не имеют сильно выпуклых частей тела: огромные бюсты и массивные бедра у эльфиек отсутствуют. За счет этого даже бытует мнение, что эльфийские мужчины и женщины мало отличаются друг от друга. Толстых среди эльфов практически нет (хотя иногда встречаются среди полуэльфов полноватые личности, но это — за счет преобладания человеческой сущности.) Вместе с тем, сложение эльфов многие считают идеальным: формы их приближены к человеческим классическим, но — более тонкие и хрупкие. Еще одна отличительная черта внешности эльфов — бледный цвет лица: им редко присущ румянец.
7. Общая объединительная черта всех эльфов — способность к украшательству себя и себе подобных. При этом, как уже говорилось, природу свою они меняют мало. Но все, что происходит от творческого начала — шитье, вышивание, прядение, кузнечное и ювелирное дело, а также музыка и поэзия присущи им в полной мере. Из эльфов получаются неплохие художники, дизайнеры, модельеры.
Эльф-мужчина всегда что-то планирует, изобретает, моделирует в смысле благоустройства своего внешнего облика или своего жилища. Женщины-эльфийки очень часто любят украшения и одежду из блестящих тканей.
Теперь — по поводу одежды. Излюбленные цвета эльфов — синий и зеленый (реже — черный, но это качество проявляется в тревожные дни: черный для эльфа — цвет защиты). Форма одежды, как правило, облегающая: мужчинам нравятся облегающие наряды, узкие штаны и высокие сапоги; женщины же отдают предпочтение узким платьям и юбкам (что при субтильности эльфов смотрится совсем неплохо!)
Впрочем, все это касается только внешности эльфов, но эльфа от человека отличает в первую очередь именно внутреннее содержание. Чаще всего, оно диаметрально противоположно человеческому.
Призрачные, неуловимые, чарующе-красивые - всеми
этими эпитетами во все века люди наделяли эльфов. "Звездным народом"
называли их, и эльфам всегда было присуще врожденное чувство
прекрасного. Что в немалой степени выражалось и в их манере одеваться.
Забегая вперед, замечу, что культура эльфийского
костюма, по всей видимости, куда более неизменна, нежели человеческая,
и тенденции ее на протяжении веков менялись крайне незначительно: если
в людской моде общее направление менялось, чуть ли не каждое
десятилетие, то эльфийская мода имела устойчивые тенденции, менявшиеся
с течением веков крайне мало. Итак!
Что всегда характеризовало эльфийский костюм?
Итак, необычность, отличность от людского костюма состояла
прежде всего в призрачности и эфемерности самих тканей, которые
стороннему наблюдателю казались то сияющим белым облаком (вспомним
толкиеновскую Галадриэль и ее белое одеяние), то перламутровыми
переливами ( Рианнон из легенды о Пауэле, принце Дайфеда).
Шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году, в
своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" отмечал, что "женщины
эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт
(их действий) результат работы с земными материалами, или же это
неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных
плодов долгих стараний смертных вышивальщиц - для понимания того
недостаточно всех наших способов и чувств". Как тут не вспомнить
эльфийскую вышивальщицу Фириэль и ее фантастические гобелены из
"Сильмариллиона" Толкина! Опять же интересен тот факт, что эльфы, по
всей видимости, пользовались прозрачными тканями. Вспомним описание
Глорфиндейла: "За спиной всадника развевался плащ, капюшон был откинут.
Фродо показалось, что всадника окружает ореол света, пробивающегося
сквозь одеяния, словно оно было полупрозрачным". Точно так же описана и ведунья Фейдельм из Сид Круахан: "Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с семью золотыми полосками на концах. В зеленых разводах был плащ на ее плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь…".
Такие их описания могут говорить либо о том факте, что эльфы в определенные моменты жизни излучали яркий свет ("Свет Амана видел Элу Тингол в лице Мелиан"), либо о тонкости и прозрачности самих тканей. Отсюда можно сделать вывод, что эльфам в незапамятные времена уже были известны секреты очень тонкого ткачества. Скажем, вполне допустимы легкие, призрачные ткани, такие, как шифон, газ или сетки из блестящих нитей.
Перейдем к толкиновским эльдар. Вообще, надо
сказать, что Профессор весьма неохотно дает описания эльфийских
костюмов. В лучшем случае можно узнать, в какие цвета был одет тот или
иной его персонаж: так, вала Йаванна появлялась в зеленом платье, а
одежды валы Эсте были серы, повелитель ветров Манве Сулимо появлялся в
голубых одеждах и с сапфировым скипетром, а одежды его супруги Варды
Тинтале сияли звездным светом; дочь Финголфина Аредэль Ар-Фейниэль
звалась Белой Девой нолдор, и одевалась всегда в белое с серебром, а
небезызвестный род Феанора предпочитал красное с черным.… При этом
весьма сложно найти описание фасонов одежд, и потому мы можем
отталкиваться лишь от собственных предположений, продиктованных нам
элементарной логикой либо силой воображения. Так, одежды Валар как
Стихий представляются свободными и ниспадающими до земли, тогда как
эльдар скорее предпочли бы облегающие одежды, подчеркивающие их
совершенное сложение.
И все же и у Толкина встречаются некоторые
описания, придерживаясь которых, можно "вычислить" облик его героев. К
примеру, на праздник сбора плодов Йаванны, в честь которого Манве
устраивал великий пир, Феанор, будучи в то время изгнанником, "не надел
праздничных одеяний - ни вышивок, ни серебра, ни злата, ни драгоценных
каменьев не было на нем".И Сильмарилли, которые обычно украшали его чело (по всей видимости, вделанные в обруч) тоже остались в тот раз в Форменосе… Из этого легко можно сделать вывод, что праздничные одежды эльдар украшались вышивкой серебряными и золотыми нитями, а также драгоценными камнями. Или вот описание одежды красавицы Арвен Ундомиэль, дочери Элронда: "Серебряная сетка, покрывавшая ее голову, сияла мелкими бриллиантами; мягкое серое платье не было украшено ничем, кроме пояска из серебряных листьев". Изыскано, не правда ли? И опять же, это говорит, что эльфийский костюм имел тенденции к украшательству: поясок из серебряных листьев у Арвен, или пояс Золотинки, надетый к зеленому платью, "шелестящему, словно ветерок в цветущих речных ивах", "был из золота - цепочка ирисов с бледно-голубыми глазками незабудок" (что, видимо, достигалось использованием драгоценных камней или цветной эмали).
Еще у Профессора можно почерпнуть тот факт, что
эльфы любили украшать себя драгоценными камнями: вспомним тот же
Элессар Арагона или Феанора и его страсть украшать свое чело
сильмариллями, о чем уже говорилось выше. Также интересен факт, что
Толкиен называет эльфийским камнем берилл, оставленный у дороги
Глорфиндейлом для Арагона в качестве условного знака. Из ирландских
саг известен и еще один "эльфийский камень"- горный хрусталь. В
сочетании с белой бронзой этот камень открывал дорогу в мир Сидов -
Волшебных холмов… Сделанный подобным образом пояс вместе с мифриловой кольчугой достается хоббиту Фродо от дядюшки Бильбо Беггинса: он был "из хрусталя и перламутра".
Эльфы чрезвычайно редко склонялись к головным уборам: судя по описаниям у Толкина, это в лучшем случае капюшоны плащей, накинутые на волосы.
Волосы же эльфы предпочитали длинные, и украшали их венцами с
драгоценными камнями или серебряными или золотыми сетками (см. выше). У Элронда, например, "темные, как сумерки, волосы охватывал серебряный
обруч".
Чрезвычайно впечатляет также описание лориэнских плащей, которые Галадриэль дарит гостям на память о Лориэне: "Это были плащи из легкой, но теплой шелковистой ткани - такую ткут только Галадримы. Какого она цвета, сказать было трудно. Сначала Фродо показалось, что серого, с оттенком лесного сумрака; но когда складки меняли расположение или если менялось освещение вокруг, ткань превращалась в зеленую, как листья в гуще тенистого леса, или бурую, как сжатое поле к ночи, или тускло серебряную, как вода в звездном свете. У шеи каждый плащ скрепляла застежка в виде зеленого листа с серебряными прожилками.
- Это красивая одежда, - заметил старший из эльфов, - из добротной домотканой материи, - ведь и ткали и шили эти плащи у нас в Лориэне. Но одежда эта эльфийская, и этого у нее не отнимешь. Они вобрали в себя всю красоту Лориэна и все оттенки лесных сумерек, все, что мы любим, ибо в то, что мы создаем, мы всегда вкладываем память о том, что любим". То есть – эльдар любили переливчатые ткани, меняющие цвет: в наше время такими
свойствами обладает, к примеру, тергал.
А теперь перенесемся в Благословенную страну Эйре
(Ирландию), в истории которой тоже огромный след оставили эльфы.
Описания костюмов героев из народа Туата де Даннан пестрят золотыми и
серебряными вышивками, драгоценными камнями и - что особенно
удивительно - в то давнее время им была знакома парча! К примеру, вот
что замечает герой Фер Диад легендарной королеве Медб:
У тебя, Владычица круаханских холмов
Зычен голос и воля крепка!
Так неси же парчу, неси шелка,
Серебро и золото, и жемчуга -
Я все, что сулила, принять готов!
А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина,
прозванного "псом Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая
рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота -
с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой,
изукрашенный сверкающей золотой нитью". Тут же дано и описание его
возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на
лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что
сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи
с обеих сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в
руках жезл из красного золота, которым он правит конями".
Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама Медб: " Женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с
золотистыми прядями волос. На ней был пурпурный плащ, а в нем на груди
золотая заколка. Прямое, остроконечное копье сверкало в ее руке.
"Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине, пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди.
На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра".
"Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в два
зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две
рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями
висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных
ликами зверей из белого серебра".
"Вдруг увидела она что-то, и был это плывший по
морю серебряный корабль, немалый на вид… Увидела на нем Эри прекрасного воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние бесценного камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками".
Можно сделать общий вывод из всего вышеприведенного: народ Туата де Даннан, судя по костюмам, не сильно отличался от толкиновских эльдар: те же золотые вышивки и камни, те же пряжки на груди и серебряные сетки на волосах!
Если позволите, приведу еще несколько примеров
женского костюма. Тут опять же присутствует эфемерность тканей и
перелив цветов. Характерны для Ирландии также смелые цветовые
сочетания. Так, в саге о Бекуме Белокожей ее героиня Бекума Кнейсгель,
сосланная за измену мужу из Волшебного мира в мир низший - к людям,
надевает свое лучшее зеленое платье, и к нему красный плащ, скрепляя
все это великолепие застежкой-фибулой из белой бронзы. На ноги она же
надевает сандалии из белой бронзы, украшенной горным хрусталем.
Согласно преданиям, именно белая бронза и хрусталь делали представителя мира Сидов на земле как бы защищенным, и с помощью этой же бронзы можно было всегда вернуться в Сиды.
А это - женщина из Волшебной страны, которую
встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех: "Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней, гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину, и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее
голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах".
Очень трудно (и чрезвычайно скудно) обстоит в
легендах дело с фасонами одежды. Единственное, что можно сказать -
зачастую описываются свободные одеяния из легких тканей. Вот, например, описание прекрасной Сир Айбормейф (Каэр), явившейся Энгусу, сыну Дагды, верховного короля Туата де Даннан:
"Однажды ночью ему приснился сон, что он слышит
шуршание шелка, чувствует запах цветущей яблони и видит мерцание света в темноте. Потом появился столб света, превратившийся в женщину. Она назвала принца по имени и сыграла ему на лютне мелодию…"
Энгусу удалось разыскать возлюбленную, увиденную во
сне, среди холмов Галлион у волшебного озера: "Он заметил среди камыша молчаливую компанию фей, одетых в белые, как цветы яблони, свободные одежды, развевающиеся на ветру. Женщины двигались парами, скованные серебряными цепочками. Только одна из них оставалась в одиночестве, она была повыше остальных, и на ней была золотая цепочка".
А вот - описание эльфийского рыцаря по имени Тэм Лин, появившейся перед красавицей Жанет: "Это был… высокий и бледный
рыцарь, закутанный в шелковый плащ на молочно-белом коне, чело украшал золотой обруч".
Примечательно также описание прекрасной эльфийки из
легенды о рыцаре из Кента: "Прекрасная женщина вышла на дорогу, и
встала перед ним. Казалось, что ее окутала заря, ведь ее платье было
цвета лепестков розы, а голову венчал каскад огненных волос…"
Итак, что можно посоветовать в помощь воссоздающим
неуловимо-прекрасный облик эльфов? В первую очередь - не исходить из
небезызвестного принципа "я его слепила из того, что было", мотивируя
это тем, что "эльфы - все равно сказка", и "никто не знает, как они
выглядели на самом деле". Советую еще раз перечитать все книги об
эльфах, включая как фэнтези, так и саги, мифы и предания, к счастью,
сохранившие для нас описания этого дивного народа.
Гораздо лучше попытаться представить себе те
далекие времена, и, исходя из принципа целесообразности, постараться
вникнуть в процесс создания эльфийского костюма. Например, я
категорически не согласен с теми, кто использует для эльфийского
костюма современные синтетические ткани. Почему? Да потому, что
изготовление таких тканей в современных условиях требует довольно
широкомасштабного производства: особых станков, заводов, чего у эльфов
согласно всяческим легендам не наблюдалось - напротив, все время
подчеркивалось, что они ткали вручную. С другой стороны, я не согласен
и с теми, кто впадает в другую крайность и намеренно ограничивает
реконструкцию эльфийского облика неизменными льном и шерстью: вот, мол, чисто природные материалы! Если исходить из многочисленных описаний, эльфам были знакомы и шелковые ткани, и шифон, и даже парча! В такой магически -биологической цивилизации, какой ее создавали эльфы изначально, представить себе шелковичных червей и шелковичные деревья вполне допустимо. Опять же, имели место и парчовые ткани, и золотые вышивки, так что использование их сегодня в эльфийском
костюме вполне возможно.
Также диковато смотрятся в эльфийском костюме
изделия из пластмассы, как-то всевозможные крючки, пуговицы и др. На
мой взгляд, надо отдать предпочтение металлическим их аналогам.
Попробую обобщить все вышеизложенное.
Мужской костюм: рубаха нижняя - из шелка или из
очень тонкого льна, на ней - верхняя рубаха с разрезами (по сагам -
платье) - может быть как из шерсти (желательно - мягкой типа кашемира),
так и из кожи (эльфы, как гласят предания, охотились), узкие штаны
(сравнительный аналог - шерстяные средневековые шоссы) и либо сапоги из мягкой кожи с острыми носами, либо - средневековые ботинки из мягкой кожи с кожаными же подошвами (вспомним неслышную поступь эльфов!). Поверх всего – плащ с капюшоном (может быть как пришитый к плащу, так и надеваемый отдельно
- типа "худ").
Костюм дополнялся массой аксессуаров: кожаный
ремень (все равно, гладкий или плетеный из ремешков), на нем - сумочка,
украшенная всяческими орнаментами (могут быть как кельтские, так и
растительные орнаменты). Возможно использование фляги, прикрепленной к ремню: у Глорфиндейла, к примеру, была кожаная фляга, украшенная серебром. Не стоит также забывать о вышивках и аппликациях.
Женский костюм: рубаха из шелковой либо льняной
ткани (может быть из полупрозрачного шифона), на ней - верхнее платье
либо из более плотного шелка, либо из шерсти или бархата. Платье
струится свободно, никаких кринолинов и металлических каркасов для юбок эльфы не знали. Верхнее платье может быть как свободным, так и
облегающим фигуру (клиновидный покрой, или боковые шнуровки). Верхнее платье, будучи узким, может иметь разрезы по бокам. Костюм дополнялся плащом с капюшоном, который венчала нарядная застежка. Она могла быть как по центру (аграф), так и двусторонней, соединенной цепочкой. Как мужские, так и женские костюмы обильно украшались вышивкой серебряными или золотыми нитями, а также дополнялись аксессуарами: для женского костюма это богато украшенный пояс, металлический либо тканый вышитый.
Женский пояс застегивался застежкой типа фибулы (либо завязывался) по центру талии, концы его свободно свисали вниз. Женская обувь - те же исторические ботинки, только более изящной формы и зачастую из цветной кожи.
Сочетание цветов в одежде может быть ЛЮБЫМ! Вот
только верхняя одежда чаще бывала темнее нижней. Ирландцы же
предпочитали самые неожиданные сочетания цветов, пример - красный и
зеленый, тогда как толкиеновские эльфы предпочитали скорее
серебристо-серые либо зелено-синие тона.
Теперь - о прическах. Если вы почему-либо не
удосужились завести венец (эльфийский вариант - с камнем в середине
лба), можете убрать волосы под серебряную сетку, или заплести косы,
украсив их бусинами. Мужчины чаще носили волосы распущенными
по плечам, а в отдельных случаях из передних волос на затылке собирался
хохолок (как пример - прическа Леголаса в фильме "ВК"). Исторически
подобные прически носили древние германцы, еще в эпоху Римской империи.
Главное же - помнить о том, что эльфам всегда было
свойственно чувство прекрасного. И тогда костюм у вас получится чисто
эльфийский.
И теперь да позволят мне эльдар сказать об отдельных народах, ибо как очень сложно говорить обо всем человечестве в целом, так и в эльфийской расе есть различия у разных народов.
Начну с нандор, ибо я ощущаю себя одним из них.
Нандор долгое время ошибочно считались слабыми и неспособными к борьбе. Дело в том, что борьба просто не присуща им. Жизнь в густых лесах научила их уединению, спокойствию, миролюбию, хотя в истории Средиземья были и страницы героизма нандор (когда Дэнетор и его отряд сражался под знаменами Элу Тингола). Нандор - лесные эльфы, те самые "люди в зеленом", коих трудно разглядеть постороннему глазу среди лесных зарослей. В городах нандор ощущает себя неуютно, и более других эльфов стремится на природу. Река, лес, чаща - вот где он чувствует себя на своем месте.
Ваниар встречаются среди эльфов здесь гораздо реже остальных народностей, ведь они остались в Валиноре. Но все же
встречаются - и потому несколько слов о них. Эльф-ваниа как водится,
немного не от мира сего, погружен в собственные думы и чувства. Он -
созерцатель красоты мира, он часто хорошо поет и танцует, и, несмотря на
это одинок и нелюдим.
Нолдор - напротив, встречаются среди эльдар чаще
всего. Именно нолдор присущи независимый и гордый характер, они
способны затеять ссоры, вспыльчивы и в то же время не держат зла
подогу. Нолдор - прирожденные творцы, именно им мы обязаны хорошим
мастерам, изготавливающим мечи и луки, прекрасные ювелирные украшения.
Скоры на гнев, но и способны на самую верную дружбу. В отличие от нандор и ваниар нолдор чаще всего городские жители, и хорошо себя
чувствуют в городах.
Синдар - "эльфы в сером", сумеречные эльфы. Их тоже
сейчас немало, их главная черта - способность сливаться с этим миром.
Если в нолдорах сразу заметно отличие от людей, синдары долгое время может быть незаметным для них, считаться одним из них. Синдар - не
преобразователи, он скорее пользуются дарами природы. Для синдар
естественно быть как городским жителем, так и лесным эльфом - в
зависимости от того, как сложится его судьба. Им также свойственны чары
в гораздо большей степени, нежели другим народам.
Телери - они же фалмари, морские эльфы. Встречаются
чаще всего в приморских городах. У телери довольно независимый
характер, они любят море с его бурями и штилями, они весьма своевольны
и изменчивы, как воды моря. Телеро - вечный скиталец, ему больше, чем
другим эльдар, чудится зов Запада, и он стремятся к нему по мере
возможностей.
Авари - дикие, лесные эльфы, не видевшие света
Амана. В нашем мире есть и они - и именно им присущ наиболее стихийный хаотичный характер. Эльф - авари не любит никаких структур и организаций, предпочитает не иметь руководства и действовать всегда по собственному усмотрению. Но, если одиночка - ваниар миролюбив и
созерцателен, но авари часто предпочитает борьбу, которая свойственна
нолдорам. Вообще, из всех эльдар именно авари - самые беспокойные эльфы, и именно они больше других привязаны к Арде, ибо зов Валинора не трогает их.
Эльфинит — полуэльф-получеловек, результат смешения двух рас. Ведь, как известно еще из Эванса-Венца. Эльфы заводят семьи и рожают детей. Каждый из них может сочетаться браком и с простым смертным, лишь бы этот человек был хорошим и честным». Из эльфов и людей получаются пары, у них рожаются дети. Вспомним толкиновских героев Берена и Лютиэнь, Арвен и Арагорна… Как считали в древней Исландии, дети льювлингов (Сокрытого народа) и людей назывались «детьми двух родов». В саге «Поздний визит эльфийки» говорится о происхождении людей — «многознающих» от одного из Родителей Сокрытого народа и имеющейся у них чародейской силы.
Но эльфинит совершенно необязательно имеет соотношение крови половина наполовину. Он может иметь эльфийскую кровь в процентном отношении 20 к 80, 30 к 70 или любом другом Может быть похож как на эльфа, так и на человека в зависимости от того, чьей крови в нем больше. И опять же, забегая вперед, хочу сказать, что эльфинит в отличие от чистого эльфа свободен в выборе развития: он может пойти как по эльфийскому, так и по жизненному человеческому пути.
Так вот, эльфинит, в котором более 50 процентов эльфийской крови — как правило, долгожитель (он наследует от эльдар большую продолжительность жизни). Внешне он берет в основном эльфийские признаки, но может быть похож и на человека. В конце концов, расы похожи, и даже иного чистого эльфа немудрено перепутать с человеком!
Теперь представим, что такой эльфинит берет в жены подобную себе эльфинитку (более 50 процентов крови). В родившемся от них ребенке в этом случае будет полное преобладание эльфийской крови — он может получиться настоящим эльфом. Правда, в подобных семьях бывают и казусы: один ребенок рождается эльфом, второй может, взяты в основном, человеческие черты и развиваться, как человек. И при всем при этом они будут родными братьями или сестрами!
Есть и другой путь появления эльфа: сошлись человек и эльфийка, или наоборот, человеческая женщина и эльф. Ребенок рождается эльфинитом, но может очень многое взять от своего родителя — эльфа и очень мало — от человека, а впоследствии выбрать и эльфийский путь развития.
Даже если сойдутся эльфиниты, у которых будет лишь по 50 процентов эльфийской крови, есть шанс, что у них родится эльф».
Мне часто задают вопрос: а может ли чистый эльф выбрать человеческий путь развития, и что из этого может получиться? Ответ на него печален: увы, может, и зачастую его-то и выбирает, поскольку просто не знает, что у него вообще есть этот выбор. Он может не осознавать себя эльфом до конца своих дней, и всю свою жизнь прожить, как человек. Из него, как правило, получается нестандартный человек. Рискну даже заметить — недочеловек, с непонятными окружающим реакциями и мыслями, существо, скорее всего, замкнутое (человеческая психология разительно отличается от эльфийской, как будет видно из дальнейших пояснений, и люди чуют в эльфе «белую ворону») и, как ни горько это признать, все-таки стареющее. Хотя - стареющее медленнее, чем обычные люди: запас прочности даже у непроснувшегося эльфа побольше. Из всего сказанного сразу же вытекает вопрос: как же тогда разобраться, кто эльф, а кто нет, если даже и сами эльфы не всегда это знают? В свое время мы постараемся ответить и на него.
Итак, если вы в семье, где родители выглядят очень моложаво, а дети имеют явные эльфийские признаки, приглядитесь: возможно, перед вами эльфиниты, передавшие по наследству детям свою древнюю кровь. У этих родителей в отношениях с детьми, как правило, царит полная гармония: ведь эльфинит и эльф всегда поймут друг друга! Это - один из путей, которым эльф может оказаться в человеческой (с виду) семье.
Но посмотрите! Вы пришли в семью, где наблюдается странная картина: отец и мать - вылитые люди, а ребенок - явный эльф. Ребенок в таких семьях не похож на родителей ни внешностью, ни характером. Как показывает практика, конфликты отцов и детей или т.н. «дети герцога» (дети простых родителей, чувствующие, что они - подкидыши в семье, а их настоящий родитель - высокопоставленная особа) - именно из таких семей.
Эльфы не стареют и не болеют. Умирают только в результате смертельного ранения или от невыносимой тоски. После смерти эльф, лишившись смертной оболочки (хроа), отправляется в Палаты Мандоса. Возвратиться оттуда в Средиземье он может, только получив новое тело.
Праздники у эльфов
Эльфы - народ очень веселый и жизнерадостный, потому
люди, встречающие эльфов, зачастую видели их поющими и танцующими - явно, в честь какого-то праздника. Так какие же праздники отмечали
эльфы?
Сразу хочу оговориться, что точные даты эльфийских
праздников установить сегодня будет весьма затруднительно - учитывая,
какой срок разделяет эльфов сегодняшних и их далеких предков, да еще
притом, что и само-то существование эльфов долгое время отрицалось.
Поэтому анализ эльфийских праздников дан весьма приблизительный: исходя из соответствующей литературы, логики событий и собственного жизненного опыта.
Для начала выделим общее для всех эльфийских праздников. Эльфийские праздники по большей части справлялись ночью,
под открытым небом со звездами, чаще всего - среди густого леса. Их
сопровождала музыка, песни и танцы вокруг костра, ибо Звездный народ
очень любил музыку и не мог бы представить себе праздника без таковой.
Без сомнения, эльфы надевали нарядные одеяния и венки с цветами,
которые украшали головы ( цветы для венков могли быть разными в
зависимости от сезона, но известно, что эльфы отдавали предпочтение
белым и голубым цветам, и очень любили белый клевер - цветок Богини
Олвен и колокольчики вьюнка.) Праздник освещался множеством огней -
золотых и серебряных светильников ( вспомним пребывание Фродо и друзей в отряде Гилдора у Толкина), которые с успехом можно заменить свечками в разнообразных фонариках. Фейерверки и яркие огоньки, запущенные в небо ( праздник Бильбо Беггинса).
И еще - любимым и чисто эльфийским угощением на праздниках считались фрукты и вино.…
Новый Год - начало апреля (традиционно с 5 на 6
апреля). Большой праздник. Общая программа - танцы, песни, круги...
Mirie - 21-22 июня. Один из двух "открытых дней"
- приходит кто хочет. Название я бы перевел как "День радости", хотя
слова "день" в названии нет... Mirie предполагает свои обычаи: ночная
стрельба горящими стрелами, купание в озере и прочие "олимпийские игры".
Праздник урожая - 22 сентября .Праздник урожая предполагает много фруктов. Aiya Cementari!
Nyere - самая длинная ночь года- 21декабря.
"Скорбь". Это, конечно, не праздник, но памятный день... Второй и
последний в году, когда может придти любой, кто знает. Nyere - ночь,
пещеры, круги. Вино не пьется - выливается на землю. Вспоминаем лордов
дома Финвэ, ушедших в чертоги Намо. Право слова идет по "мертвому
кругу" - любой волен, сказать, что угодно или же промолчать.
А с утра вспоминаем живых дома Финвэ и радуемся...
Время… Эльдар, как всем известно, живут очень долго (а многие считают, что и вечно). Потому ныне Пробужденный эльдар, ощущая себя таковым, словно выпадает из широкого потока времени, перестает спешить, и начинает иначе ощущать себя в нашем мире. Внутри рождается удивительное чувство свободы от условностей: впереди вечность, потому - так ли важно то, что не свершилось сегодня? Многие дни, сплетенные в месяцы и годы, предстоит нам вершить судьбы этого мира, потому торопливость уходит, растворяется в прошлом, не оставляя следа.
2. Вера. Все эльдар, независимо от народа, к
которому они принадлежат, и от вероисповедания, верят в Единого, Творца всего сущего. И именно эта вера и делает их беззаботными, по сути
фаталистами: что предначертано Эру Единым - неизменно, посему нужно
жить с верой и надеждой.
3. Надежда. И тут, пожалуй, никто не скажет
лучше государя нашего Финдарато Инголдо в "Атрабэт Финрод ах Андрет":
"Есть две надежды, - ответил Финрод. - То, что зовут "надеждой" люди,
мы называем "амдир", "взгляд вперед" (букв. "Взгляд вверх"). Но есть
еще другая надежда, ее основания - глубже. "Эстель", "вера", зовем мы
ее. Никакие события в Мире не могут поколебать ее, ибо она зиждется не
на опыте, но на нашем естестве и изначальном бытии. Ибо если мы
воистину Эрухини, Дети Единого, Он не позволит лишить Себя Своего
достояния - не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова
эстель, и мы не теряем ее даже в предвидении Конца: что все Его замыслы
неизменно ведут к радости Его детей." У всех эльдар всегда есть эстель:
им свойственно надеяться на лучшее.
4. Смерть. Как далеко от эльдар отодвигается это
страшное ожидание смерти, что так часто руководит адани!
Смерть-возвращение из Чертогов ожидания Намо Мандоса совсем не такова, как смерть-неизвестность, что ждет адани! Эльдар были здесь и будут здесь всегда, потому для них не так страшно умереть - жизнь их равна по счету жизни Арды, а Арда ныне жива, хоть и не та, какой была. Посему для эльдар обыкновенно предпочесть честь жизни, и выполнить свой долг с честью.
5. Творение. Всем эльдар свойственно творить: ваниар помогали валарам создавать прекрасный Тирион на Туне, нолдор - вообще прекрасные мастера, сотворившие Сильмарилли, синдар и нандор - взрастят любое дерево или цветок, телери - строят корабли и добывают жемчуг. Пробудившись в этом мире, эльф тянется ко всему прекрасному и
вновь учится творению: нолдор притягивают кузнечное и ювелирное ремесла, синдар и нандор обратят свою душу к растениям, телери - к морю и его дарам. Всем эльфам свойственно лучное искусство, искусство пения и танца - к ним и обращают эльфы свои помыслы.
6. Чары… Свойство, присущее всем эльдар без исключения. Искусство создавать иллюзии, способность лечить, способность завораживать, способность исчезать и появляться незаметно, способность слышать мысленный призыв. Можно долго перечислять здесь эльфийские способности, но думается, у каждого они свои и обсуждать их эльдар не любят, считая их не то чтобы сокровенными, но - само собой
разумеющимися.
7. Верность. Изначально заложенное во всех
эльфах чувство. Верность своему королю, своему слову, своей
возлюбленной (не было и нет измены среди эльдар). Эльф, только
начинающий Пробуждаться, сразу же обретает благородные помыслы
обращается к тому образу, каковой присутствовал в замыслах Эру-Единого.
Уже очень много говорилось о "дивности", о совершенно необычном - "эльфийском" видении мира. Те, кто им обладает, непохожи на других, всегда бросаются в глаза, хотя могут обладать совершенно неяркой внешностью. Необычным в них является, прежде всего, восприятие мира. А называть себя они могут по-разному: кто эльфами, кто всадниками драконов, кто фрименами или Дерини... но, тем не менее, их объединяет общее восприятие мира, которое лучше всего назвать эльфийским, потому что наиболее ярко оно прорисовано именно у толкиновских эльфов (более того, такое восприятие встречается не только у любителей литературы стиля фэнтези, но и у поклонников некоторых философско-психологических систем, например, психологии К.Юнга или, скажем, идей Владимира Соловьева). Именно это видение мира и делает их необычными, отличающимися от всех окружающих и такими бросающимися в глаза.
Так что же отличает эльфов? Прежде всего, у эльфов выражено романтическое восприятие, причем они стремятся видеть мир в целом, как бы вне времени и пространства, стараясь не цепляться за что-то одно - а тем более не цепляться за всякие "очевидные" вещи, и вообще эльфы стараются, как бы подняться над обыденным восприятием, считая "очевидные", "обычные" вещи либо какой-то частью мирового единства, либо совершенно проходным делом, не заслуживающим особого обсуждения (простейший пример - нелюбовь многих эльфов к бестолковым долгим витийствованиям на хозяйственную тему - например, когда предлагают поговорить о посадке картошки, но вместо того, чтобы за 15 минут договориться о подготовке посадочного материала и т.д. два битых часа рассуждают о том, что "последние годы стоят плохие погоды", и что денег не дают на сельское хозяйство и вообще не дают, и косточки перемывают кому угодно - от правительства до соседей, и вот уже эльфу хочется сказать таким обывателям: "А может, все-таки договоримся, как садить картошку?"). Для эльфов не имеют особого значения потребности текущего момента, все это они рассматривают просто как обстоятельство, с которым надо считаться для успеха дела, а не как настоящую ценность (например, государственные установки - так и хочется вспомнить дом Феанора, который абсолютно не хотел следовать установкам валар, часто эльфы не любят иерархии, считая, что надо идти за теми, кто этого заслуживает, а не за теми, кто занимает должность). Эльфы никогда не замыкаются на чем-то поверхностном, очевидном, они как бы стараются смотреть вглубь и приблизиться к мировому единству, т.е. к полному воплощению замысла Илуватара. Поэтому эльфов всегда притягивают глобальные философские, мистические теории - или науки с глобальным, фундаментальным, а не сиюминутным содержанием. Из этих теорий они пытаются объяснять все, а соображения обыденности для них малозначимы. И существенно, что они стремятся продвинуться в изучении этих наук и теорий, достичь в них высокого уровня, а не "нахвататься по верхушкам", так как поверхностные знания не приближают к мировому единству.
Для эльфов существуют - неявно - "подходящие" и "неподходящие" профессии ("неподходящие", понятно, не в том смысле, что ими заниматься запрещено, а в том, что настоящий эльф такой работой станет заниматься только "под дулом пистолета", например, профессия бухгалтера), точно так же бывают "подходящие" и "неподходящие" круги общения, темы для разговора и т.д., скажем, большинство эльфов не любит обсуждение тем денег, бизнеса и коммерции, а также не любит общаться с людьми, занимающимися этими сферами (все эти "неподходящие" профессии и темы объединяет зацикленность на сегодняшнем дне и сиюминутных вещах).
Другое дело, что на сто процентов такую установку не выдержишь - но все же "неподходящими" вещами эльф будет интересоваться только по необходимости. Но это в основном касается "негативной" стороны в восприятии эльфов. Что же до "позитивной", то эльфов отличает то, что в основе их мировосприятия всегда лежит некая целостная система, которую они распространяют на все сферы окружающего их мира (т.е. уровень развития от 5-го и выше). Причем эта система - не "ремесло" или свод норм, а основа мировоззрения, и она не замыкается на каком-то одном учении, будь то христианство или, к примеру, какая-нибудь книга типа "Дюны" Ф.Херберта. Примеры известны. При этом понимание этой системы является глубоким, то есть используется для понимания смысла вещей и их связи в мире "в целом", а не сводится только к узкому, "профессиональному" применению или к внешним обрядам (и вообще эльфу трудно зацикливаться на профессии - эльфов как раз отличает многосторонность).
Многих эльфов, например, интересуют различные религии - и они рассматривают их не как свод формальных обрядов (и более того, терпеть не могут, когда кто-то нажимает именно на обряды), а как то, что проходит через всю ткань мира, через что следует оценивать абсолютно все, причем они никогда не говорят, что религия выше науки или искусства - они воспринимают их единство. Эльфов интересует наука - но не как "ремесло", а как часть некоего единого знания (поэтому именно для эльфов характерно стремление согласовать науку и религию - и очень позитивное отношение к стремлению сблизить религии), для эльфов в порядке вещей объяснять что-нибудь аргументами из других сфер (например, объяснять идеи из мистических книг соображениями квантовой механики, или, скажем, комментировать разные исторические события категориями юнговской психологии).
У эльфов очень своеобразное отношение к течению времени. Их отличает то, что они не так уж много значения придают тому, что происходит именно здесь и сейчас. Более того, для них очень часто события, происходившие очень давно, воспринимаются как происходившие совсем недавно и наоборот, т.е. они как бы одновременно существуют и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, что вполне естественно, если вспомнить о бессмертии эльфов по Толкиену.
Существенно то, что видение мира у эльфов - конструктивное, а не скептическое. Эльфы созданы для того, чтобы воплощать замысел Илуватара - и поэтому они стремятся творить, осуществлять, а не выступать в качестве записных скептиков, все отрицающих, и если эльфы что-то не приемлют, то им всегда есть что предложить взамен. Другое дело, что некоторые их идеи кажутся "несвоевременными", опережающими время - причем очень сильно... но время обычно показывает, что они были правы. Следует отметить, что именно это отличает эльфов от большей части андеграунда, который имеет ярко выраженную скептическую установку (а еще по этой причине эльфы негативно относятся не только к зацикленным на "обыденности" людям, но и к многочисленным скептикам и нытикам, способным только обливать все грязью). Более того, основная часть из тех, кто пытается стать эльфами только через внешние проявления (язык, одежда, шрамы) этого не добьется, потому что "эльфовость" определяется именно внутренними, интуитивными признаками, которые "сделать" намного труднее в отыгрыше.
Если смотреть на эльфов с точки зрения соционики, то практически все они сочетают положительную пассионарность (стремление к активным действиям, пусть не "сенсорным", а, к примеру - к творчеству, вместо позиции стороннего наблюдателя) с аттрактивностью (т.е. устремлением к возвышенным идеалам вместо жизни "сегодняшним днем"). В основном эльфы - интуитивные экстраверты, хотя часты среди них Робеспьеры и Достоевские, встречаются - реже - и другие типы. Следует заметить, что у эльфов обычно интуиция перевешивает логику, так как формальные правила для них менее значимы, чем мировое единство, и они в большей степени "идеалисты", чем "аналитики", даже если относятся к логическим типам. Это ярко свидетельствует о том, что у эльфов ведущим полушарием является правое, а не левое, как у обычных людей, и эльфам обычно проще создать идею или эмоциональный образ, чем разложить эту же идею или образ по полочкам.
Такая существенная черта, по которой часто узнают эльфов - "потерянный" взгляд, то, что они всегда мысленно "где-то далеко" и не слишком уверенно себя чувствуют в сенсорных проблемах, представляет собой одно из самых ярких следствий интуитивности. И то, что у эльфов при общении трудно определить возраст - следует тоже отсюда, потому что интуитивность характерна в основном для более старших возрастов, в то же время романтическое (а не скептическое) видение мира - для более младших.
Что можно сказать по поводу магии эльфов?
Эльфы-хранители природы, так сказать её сыны. Соответственно у них особа развита магии природы. Эльфы - превосходные вояки, но и лекари из них превосходные.
Во всех преданиях и легендах оружие и доспехи
эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое,
изящное, богато украшенное, волшебное". Последнее понятие мы оставим в покое, на типологии самого оружия оно не отражается, а вот остальные
понятия наводят на мысль, что оружие эльфов и людей мало различалось по размеру, весу и конструкции. Иначе это было бы отражено в легендах.
Слово "изящное" позволяет предположить, что оружие было в целом немного легче и "стройнее", чем аналогичные образцы у людей. Из этого можно сделать вывод, что эльфийское оружие по своей типологии несколько "обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим. Судите сами -
раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой
считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но зато вполне
пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап – меч эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал
гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес
составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более
узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так
что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел
быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более
искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу,
изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше
качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху
было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и
обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая а, не обгоняя прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам оружия.
Далее рассмотрим характеристику "богато украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное количество труда и драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень важно было своим богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою, свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков говориться, что король поразился богатству и красоте оружия (как правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были, действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции
обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где
описано большое количество оружия с подробностями в виде камней,
вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором,
похожим на переплетенные растения (дамасская сталь?!).
В качестве одного из примеров можно привести очень
подробное описание клинков из могильника. Курсивом дан мой собственный перевод некоторых понятий,
более корявый стилистически, но лучше отражающий суть с точки зрения
оружиеведения.
"Для каждого хоббита он (Том Бомбадил) выбрал
кинжал - длинный, в форме листа, острый (keen - мощный), удивительной
работы, украшенный насечками из красных и зеленых змеек (damasked
with serpent-forms in red and gold - дамаскированный извилистым
(змееобразным) узором из красных и золотых полосок)".
Об этих кинжалах говориться, что они выкованы были
людьми Запада, но следует учесть, что учителями нуменорцев во многих
искусствах были именно эльфы.
Масса описания оружия эльфов (племен Богини Дану)
есть в ирландских сагах. Хочется привести одно, довольно подробное, из
истории "Битва при Маг Туиред", где идет речь о непростых
взаимоотношениях эльфов и фоморов: "Два копья с серебряными
наконечниками и дивными бронзовыми древками держал он в руках. Он нес меч с золотой рукоятью, изукрашенный серебром и золотыми заклепками".
Как прекрасный археологический пример, подтверждающий вышеизложенное, можно привести богатый комплекс захоронения в Саттон-Ху. Могила, без сомнения, человеческая, но происхождение некоторых предметов вполне может быть эльфийским. Например, меча и щита. Вообще, в литературе существует масса мнений и теорий о происхождении упомянутого меча. Но ни одна из них не может внятно объяснить факт его существования. Являясь в целом типичным "представителем эпохи", этот меч слишком изящно украшен и в его конструкции применены слишком новаторские идеи (дамасская сталь клинка, сложная "слоеная" гарда и навершие) для однозначного вердикта, где именно он был изготовлен. Щит же служит прекрасной иллюстрацией многочисленных ирландских описаний, где герой красуется со щитом, изукрашенным золотом и серебром, с золотой блестящей шишкой (навершием)!
Несколько слов о луках. Можно предположить, что
эльфийские луки были или монолитными (т.н. простой лук) или
композитными из разных сортов дерева. Сухожилия или рога животных вряд ли применяли бы представители культуры, чрезвычайно тесно связанные со всем, живущим на земле. Настолько тесно, что некоторые считают эльфийскую цивилизацию "магически - биологической". Так что гораздо вероятнее, что лук делался из куска древесины, свойства которого
идеально подходили для работы. Это могло достигаться или прекрасным
знанием свойств дерева (не только его вид, но и место, где росло, какую
конкретно часть дерева использовать и т.д.), или (а, может, и в
дополнение) способностью "попросить" древесный сук вырасти именно так, как надо. За одно можно поручиться - луки эльфов были превосходного качества и всегда украшены.
В качестве примера можно привести находку т.н. "тирольского человека"
или Эрци. Так вот, его лук, изготовленный из тиса, имел в длину около 180 см и судя по толщине был сравним по мощности с английскими "лонг боу" времен Столетней войны. Лук был прекрасно обработан и, предположительно, покрыт составом, защищавшим его от влаги, что-то типа мастики на восковой основе. И это при том, что ортодоксальные археологи датируют время существования Эрци каменным веком!
Теперь о доспехах.
Для характеристики доспехов эльфов наиболее подходят два термина: легкость и красота. Поэтому почти наверняка можно предположить, что эльфы отдавали предпочтение кольчугам или чешуе и легким открытым шлемам (типа норманнского) перед разнообразными типами латных доспехов. Тем более, что вряд ли эльфы массово применяли конницу
(если судить по многочисленным легендам, они использовали лошадей
только для передвижения), поэтому нужда в тяжелых кавалерийских копьях, жестких стальных нагрудниках и закрытых шлемах просто не могла возникнуть. Что касается употребления кожаных доспехов, то оно также возможно, но маловероятно, по тем же соображениям, что и композитные луки с рогом и сухожилиями.
Но, тем не менее, есть упоминания об эльфийских полных кавалерийских доспехах. В частности, в одной из легенд "Артуровского цикла" есть история о бедном (буквально-таки нищем) рыцаре Лонфоле, который полюбил фею (эльфийку) и она полностью экипировала своего возлюбленного - "он был богато одет и прекрасно вооружен и восседал на великолепном боевом коне". То есть, опять можно констатировать прекрасную осведомленность эльфов о последних "модных тенденциях" в оружейном деле людей.
Кстати, о происхождении кольчуги, как вида плетения
и доспеха, до сих пор никто ничего внятного сказать из историков не
может. Кольчуга появляется у древних кельтов как-то вдруг, после
тотального господства бронзовых лат. Уже римляне, воспринявшие
кольчугу, считали ее кельтским изобретением, а вот сами кельты,
склонные во всех легендах хвалить себя, любимых, об изобретении
эпохального масштаба - ни гу-гу! С чего бы это?
Отдельно хочется остановиться на используемых материалах. Конечно же, для производства оружия эльфы использовали все те же материалы, что и люди. Клинки, наконечники стрел и копий, топоры и т.д. - для этого материала, лучше, чем сталь, не придумано до сих пор.
Но как же быть с легендами, в которых эльфийские герои одеты в серебряные кольчуги, и, якобы, совершенно не признавали "холодное
железо"? Вероятнее всего, железо-то они признавали, но не очень любили
сами заниматься процессом его выплавки из руды. Уж очень это грязная
технология - вонь, шлаки, масса угля тратится. Да и уголь-то –древесный. А использование исключительно покупного железа рождало естественное желание расходовать его экономно и эксплуатировать бережно. Поэтому железо могли не только воронить для защиты от коррозии, но и серебрить, золотить или меднить, что и порождало легенды о серебряных или золотых кольчугах.
Вполне возможно, что серебристый оттенок стали
придавали естественные легирующие присадки (железо часто встречается в комплексе с никелем и хромом и в определенных условиях восстанавливается из руды уже сразу полиметалл). Так что не исключено,
что эльфам была известна и нержавеющая сталь.
Что же до остальных металлов - то все они в равной
степени были известны как людям, так и эльфам. Некоторое исключение
представляет из себя "белая бронза", считавшаяся в ирландских легендах
специфическим эльфийским металлом. Белая бронза представляет из себя сплав все той же меди все с тем же оловом, но олова там в два раза больше, чем в обычной бронзе. Белая бронза своим видом очень напоминает серебро, но гораздо тверже его. Твердость белой бронзы может превосходить в ряде случаев даже углеродистую сталь.
Отдельно - о металлах легендарных. Два наиболее ярких представителя этого семейства - орихалк атлантов и толкиеновский мифрил. Орихалк с его "огнистым блистанием" и свойством раскатываться в
тонкие листы весьма напоминает платину. Хотя предположить, что стены
королевского дворца Атлантиды были облицованы платиной довольно сложно. Впрочем, при условии богатства запасов - почему бы и нет?! Мифрил по своим свойствам - серебристый блеск, стойкость к коррозии, возможность полировки, высокая прочность при невысокой твердости (доспехи из него, а не оружие) - больше всего похож на титан. Вот только не встречается он в самородном виде, как у Толкиена. Но оставим это художественное допущение на совести великого писателя, который был филологом, а не металлургом.
Что же до общих тенденций, то охарактеризовать их
можно примерно следующим образом. Культура эльфов, более древняя, чем человеческая, раньше столкнулась с понятием войны, и была вынуждена изобретать оружие и доспехи. Люди, восприняв от эльфов многие оружейные идеи, значительно их развили, переработали, и, в результате, ушли в этой области прогресса гораздо дальше своих недавних учителей, как раса гораздо более динамичная и воинственная. Люди, превосходя эльфов в типологическом совершенстве и разнообразии типов оружия и доспехов, тем не менее проигрывали им в качестве материалов и совершенстве обработки конкретных образцов.
Взаимоотношения человека с эльфами
Будучи духами природы, эльфы имеют своеобразный нрав. Им совершенно чужды такие моральные понятия как «добро» и «зло». В этом смысле они подобны очень маленьким детям: то, что хорошо для них — благо, что для них вредно — зло. Как дети склонны к озорству, движимые инстинктивными порывами и любопытством, так и эльфы чинят всевозможные проказы. В английском языке есть выражение Elf-lock (локон эльфа), то есть локон спутанных волос. Считается, что это именно эльфы, озоруя, спутывают волосы. В силу той же черты характера, эльфы склонны к воровству. Они берут то, что хотят. Нет ничего в их природе, что могло бы расценить это как преступление. В этом смысле их хорошо описывает архетип трикстера.
Из-за непредсказуемости эльфов люди старались избегать встречи с ними, ведь своим по-детски невинным озорством они могут причинить много бед. Их легко разозлить, они злопамятны, и, в то же время, эльфы могут быть преданы тем, кто помог им однажды. Как сама природа не различает добра и зла, как сама она содержит в себе чистую жизнь и естество, свободное от любых полярностей, так и эльфы, повинуясь порыву, способны творить и зло и добро, причинять вред и приносить благо. Известно много историй, в которых эльфы ослепляли тех, кто видел их, или в которых они приносили людям несчастья. Во время свадьбы, например, предпринимаются всяческие суеверные меры предосторожности: люди опасаются зависти эльфов. Но, в то же время, в других историях эльфы помогают людям или щедро вознаграждают их за оказанную помощь. Также существует обряд возведения эльфийских алтарей, для того чтобы ускорить выздоровление больного человека.
Кроме плутовского начала, много бед людям доставляла и околдовывающая сила красоты этих природных духов. Существует немало историй о том, как эльфийские девы уводили в свои чертоги молодых женихов, едущих к невестам. Если же юноша противился чарам женского духа, то по возвращению домой его постигала болезнь и даже смерть, которая забирала не только его жизнь, но и жизнь невесты или родственников. В этом проявлялась мстительная натура природных духов. Люди, попадающие в эльфийский мир, забывают обо всём. Жизнь там течёт размеренно, в полной гармонии с природой и изобилии, там страна вечной юности, весны, беззаботности и беспамятства. Если кому-то и удавалось опомниться и вернуться из колдовского мира, то человек обнаруживал, что все, кого он знал, или сильно состарились или вообще умерли. Если кому-то приходилось вступать в сказочную страну, чтобы вызволить из неё околдованного человека, то главный совет был: не есть и не пить в той стране ничего, иначе герой сам забудет о доме и своей цели. Также, если эльфы предлагают на выбор любой дар, то следует выбирать самый бесполезный хлам, так как в стране вечной юности всё искажено, и по возвращении домой эльфийское золото станет мусором, вроде черепков, а то, что казалось хламом, окажется настоящим сокровищем.
Не всегда эльфы уводили людей насильно или с помощью колдовства в свой мир. Случалось, что, влюбляясь в человека, потусторонние существа оставались в этом мире. Духи природы вообще охотно вступали с человеком в связь. Френсис Барретт в книге «The Magus» высказывает мысль, что средневековые суккубы были не кем иным, как духами природы. Таким связям давались крайне противоречивые оценки. Церковь, очевидно, относилась к этому негативно, и во времена инквизиции обвинение в подобных связях грозило казнью. Однако, в ранних сообщениях о суккубах духи описываются как желанные любовники. В фольклоре существуют истории о юношах, которые хитростью заполучали себе в жёны эльфийских дев, а в старинных шведских топографических трудах часто попадаются упоминания семей, в жилах которых якобы текла эльфийская кровь — что указывает, насколько ценились такие связи.
Следует упомянуть о том, что эльфы похищали детей, а также подменивали нерождённых детей своими, воспитание которых могло обернуться настоящим бедствием для родителей.
К людям эльфы относятся двойственно. В Первую эпоху они радушно приняли эдайн и вастаков, однако после предательства вастаков в битве Нирнаэт Арноэдиад сохранили дружбу только с эдайн и их потомками. Известны три брака между эльфами и людьми (точнее, между эльдар и эдайн) — Лучиень Тинувиель и Берен, Идриль и Туор, Арвен и Арагорн.
Люди были вторыми сынами Эру и эльфы всегда считали их младшими братьями и стараись помогать им во всём. Эльфы знали что рано или позно наступит их закат, они уйдут из Арды и наступит Эпоха людей. Многие эльфы завидовали так назваемому «дару Илуватара» — смерти, главному отличию между эльфами и людьми. Люди, в свою очередь, всегда завидовали бессмертию эльфов и страшились собственной смерти. Поэтому валары подарили эдайнам жизнь более долгую, чем остальным людям, в знак благодарности за их участие в борьбе с Морготом, они так же подарили им остров Нуменор, где эдайны создали новое королевство, однако им строго запрещалось плыть на запад от него — к берегам Валинора.
Со временем Нуменор поддался искушению Саурона, солгавшему что бессметрие эльфов даётся землями Валинора, и что эльдары именно поэтому не дают людям плыть на Запад.
«Наконец Ар-Фаразон поддался уговорам Саурона, дни его близились к концу, и страх перед смертью затмевал разум. Он накопил столько оружия, сколько ещё не видел мир, и когда всё было готово, велел трубить сбор и отплыл на запад. Он нарушил Завет и решил силой добыть бессмертие, сразившись с Владетелем Запада. Но когда Ар-Фаразон ступил на Благословенный Берег, Валар, отрекшись от своего опекунства, обратились к Единому и мир мгновенно переменился. Нуменор погиб, поглощённый пучиною моря, а Земля Бессмертных отодвинулась так далеко к краю земли, что никто более не мог её разглядеть. Так погибло славное королевство Нуменор.» «Хроники Королей и Правителей»
Однако Элендил, предводитель Верных спасся из Нуменора со своими сыновьями на девяти кораблях, они увезли с собой семена дерева Нимлот и Семь Кристалов Ясновиденья (Палантиров) полученые родом Элендила от Эльдар. Приплыв в Средиземье они основали княжества Гондор и Арнор. С этими княжествами эльфы сохраняли тёплые отношения, однако теперь ко всем людям они относились с большим недоверием.
Отношение к гномам
На гномов эльфы, как правило, взирают несколько свысока, часто с презрением и неприязнью. Эти народы нередко открыто враждовали (истребление Ноэгит Нибин, разорение Дориата и убийство Тингола). Эльфы презирают гномов за алчность и упрямство. Гномы, в свою очередь, считают всех эльфов (за исключением нолдор) бездельниками и болтунами.
Вероятно в этом виновато и само происхождение этих народов. Эльфов принято считать Перворожденным народом, но согласно «Квента Сильмариллион» это не совсем так. Так должно было быть по замыслу Илуватара (Единого), но Ауле хотел побыстрее создать народ, который бы заселил Арду, и в тайне от Единого создал гномов, которые были подобны Ауле в своей любви к подземным красотам, пещерам, рудам и камням. Однако Эру, узнав об этом прогневался на Ауле, за то что он пошёл против его воли, но пожалел гномов и повелел усыпить их до тех пор, пока не появятся эльфы. Таким образом гномы были первым народом, что пробудился в Арде.
К остальным расам эльфы относятся скажем так с некоторым пренебрежением из-за свойств их характера. Они уважают ум и мудрость отдельных индивидуумов рас, но никогда не связываются с теми чьи умыслы коварны и отвратительны. Допустим, к тем же кентаврам эльфы будут относиться с некоторым уважением, ввиду мудрости кентавров. Демонов же эльфы будут крайне порицать за их жизнь.
Отыгрыш эльфов старайтесь создавать максимум соответствии с их характером, так как эльфы раса достаточно сложная.
На этом всё. Прошу заранее простить.
С уважением Эльфинит…